gototopgototop

Главное меню

Анонс

Главная Обзор моделей AV-ресивер Yamaha RX-V10

AV-ресивер Yamaha RX-V10

Чтобы рационально потратить деньги на звуковую часть домашнего кинотеатра, надо немного разобраться и представить "себя в проблеме", решив, что потребуется сразу и сейчас, а что - в будущем, В общем виде идея нынешнего материала такова: сегодня слушаем четырехканальный звук матричного Dolby Pro Logic (DPL), чтобы, скажем так, завтра с минимальными затратами перейти к дискретному Dolby Digital АС-3. С этой целью выделим из структуры домашнего кинотеатра конечное, неизменное звено - AV-ресивер с акустикой - и оценим пороговый бюджет, конструктивные особенности и гарантии, обеспечивающие требуемое качество звука.

 

Аудио-видео ресивер Yamaha RX-V10.

 

За DVD - будущее, но высокая стоимость ($25 за каждый диск и $500 за проигрыватель) в наших условиях попросту демпфирует "взрывной" спрос. Исходя из тезиса, что цифровые декодеры AC-3/DTS будут востребованы только в связи с приобретением DVD, можно утверждать: аналоговый "пролоджик" в домашнем кинотеатре до сих пор "живее всех живых". На него ориентирована видеоиндустрия (VHS-кассеты по 82-5 и Hi-Fi-видеомагнитофоны за $200-400). Он работает с любыми источниками при просмотре VHS, Video-CD, LD и, в частности, DVD, когда используется стереовыход. Получается, что ресивер с DPL - универсален и работящ, но как "утрясти" переход к перспективной "цифре"?

AV-ресивер Yamaha RX-V10


Из вариантов, близких к оптимуму, мы выделяем "пролоджиковские" AV-peсиверы с возможностью подключения шести дискретных каналов от внешнего декодера, будь то АС-3, DTS или MPEG-2. Еще недавно "готовых к АС-3" ресиверов просто не существовало, а ныне их выбор стремительно растет. Такие модели имеют в обозначении пометку "АС-3 Ready", "5-1 Inputs", "6-Channel Inputs" или "Dolby Digital Ready".

Рассуждая таким образом, мы подошли к стадии реализации "проекта", выбрав в качестве живой иллюстрации оригинальный AV-ресивер Yamaha RX-V10 ($490). Он, как и подавляющее большинство представителей этого класса, оснащен встроенным DPL-декодером, предусилителем с шестью линейными входами и пятиканальным усилителем мощности (заметим, что некоторые аналоги имеют даже "полный привод" - шесть каналов усиления). Когда с подключенным стерео работает DPL, внешние 5.1-входы остаются незадействованными. Но, если "на сцене" появляется DVD-плейер со своим декодером АС-3, вам останется докупить только три пары межкомпонентных кабелей, чтобы подвести шесть дискретных сигналов к соответствующим входам ресивера. На усиление пойдут пять (левый фронтальный, центральный, правый и два тыловых), а шестой -низкочастотный  -  будет направлен через "пред" или транзитом непосредственно на усилитель активного сабвуфера.


Переходя к обсуждению заполненности акустических вакансий, также как с электроникой акцентируем внимание на определении минимально необходимых затрат. Чтобы обеспечить соответствующий уровень качества звука не только в режиме DPL, но и Dolby Digital АС-3, при покупке надо сразу же ориентироваться на системы Hi-Fi-класса (здесь, как и в компьютерах, гарантирована "совместимость вниз"). Хорошая, в смысле - правильная, акустика фактически "поднимает" DPL, полнее реализуя его возможности.

Закономерно подтягиваясь к требованиям цифрового театра, такая акустика способна обеспечить и плавный переход к качеству нового уровня. Из доступных по стоимости моделей напольного типа отметим те, что прошли сравнительные испытания. Если в одночасье не планировать купить сабвуфер, напольные акустические системы с выраженным низкочастотным потенциалом незаменимы в DPL-театре, однако для театрального будущего под знаком АС-3 более привлекательно выглядят строгие модели с гладкой АЧХ (напоминаем, что в отличие от DPL, в АС-3 по всем каналам идет передача подподиапазонных сигналов). Поэтому в качестве фронтальной пары мы выбрали компактные двухполосники TDL Nucleus 3 ($340), приплюсовав к ним пассивный сабвуфер с сателлитами из комплекта Dali Trio. Басовик подключается к выходам усилителя мощности, а колонки - к сабвуферу, получая при этом сигнал, освобожденный от "драматических" по глубине НЧ-составляющих.

AV-ресивер Yamaha RX-V10 сзади


Немного бухгалтерии: итоговая сумма, складывающаяся из стоимости AV-ресивера Yamaha RX-V10 и комплекта многоцелевой акустики с пассивным сабвуфером, составила... Странно... Опять - больше тысячи. Впрочем, все же "заметно меньше, чем полторы, Сэм". На сегодня это и есть та самая оплата перспективного будущего.  Как на деле проявляет себя компромисс, заключенный в конкретике данного выбора? Испытания системы "ресивер-акустика" проходили поэтапно: сначала "пролоджик" с Hi-Fi-видеомагнитофоном, потом - DVD-проигрыватель со встроенным декодером АС-3. Дополнительно сравнивались режимы полного разделения каналов и DPL-декодирование аналогового стереовыхода с DVD. В качестве тестового материала мы использовали DVD-оригинал и VHS-копию фильма The Game ("Игра").

На что обращали внимание при прослушивании? Во-первых, следили за наличием/отсутствием тональной окраски, влияющей на естественность тембральных особенностей речи актеров (хорошо, когда легко узнаешь человека по голосу). Во-вторых, контролировали разделение каналов и связанную с этим локализацию виртуальных источников звука (брошенный вправо пакет не должен шлепаться где-то в другом месте). В-третьих, оценивали общую динамику звука как способность воспроизведения мелких аудиодеталей на фоне мощных звуковых проявлений. В-четвертых, проверяли адекватность звуковой картины масштабу действия, происходящего на экране. И наконец, в-пятых (по значимости, а не хронологически), определяли  необходимость подстройки громкости звучания центрального и тыловых каналов.


Как и у большинства аппаратов этой фирмы, в AV-ресивере Yamaha RX-V10 есть возможность выбора стандартного или "продвинутого" в отношении пространственных эффектов Dolby Pro Logic Enhanced. В обоих режимах общий масштаб картины правильный. Это особенно заметно на контрастных переходах сцен типа "кабина лифта - большой холл", "помещение - улица с оживленным движением". С "пролоджиком" во всех случаях угадывался некий центр тяжести звукового поля, который находился в передней зоне.

Речь идет не о притяжении слушателя к одной точке, а скорее о перевесе фронтальной линии. Это обстоятельство не воспринималось как недостаток, поскольку, совпадая с визуальным рядом, способствовало распространению действия за пределы экрана. При использовании 6-канального входа естественность масштабных соотношений немного повышалась; почти исчезало ощущение "особой важности" линии "левый фронт - центр - правый фронт". Заметим в этой связи, что если в АС-3 никакие установки можно было не менять (по всем каналам - 0 дБ), то в DPL-режиме нам все же приходилось подыскивать оптимальные настройки. Впрочем, далеко не всякий раз "классическое" снижение громкости центра и увеличение сигнала на тыловиках приводило к радикальному улучшению картины, но ощущение пространственности выигрывало, в основном благодаря увеличению доли подзвучки.

Удивило, что наличие у AV-ресивера Yamaha RX-V10 раздельных входов Rear Right/Left, тем не менее, не поддерживается раздельной же регулировкой их уровня (громкость изменяется одновременно в обоих каналах). В отношении, если можно так выразиться, звуковой массы, оба режима получили адекватную поддержку со стороны сабвуфера. Несмотря на скромность оснащения и простоту конструкции, басовик хорошо справился с задачей, освободив фронтальные колонки от необходимости сотрясать воздух низкочастотными пульсациями.


Строгой передачи тональных особенностей актерской речи на диалогах можно и не дождаться, если из экономии придерживаться чисто "сателлитного" подхода при выборе громкоговорителя центрального канала. Большая часть недорогих DPL-театров, собственно, так и ориентирована на лишенный изрядной доли басов "центр" (режим  -  Normal, тип  громкоговорителя - Small). Но в АС-3 "центр" - это не только средоточие густого баритона и высокого бельканто актерских диалогов, но - полноправный информационный канал со всеми вытекающими... Поэтому здесь роль "центра" заметно выше, чем в "пролоджике".


О локализации источников звука. Проезжающий справа налево автомобиль не "прыгал" через центр, а нормально перемещался сообразно изображению. Вопросов нет - оба режима отрабатывают подобные упражнения без проблем. Другое дело, когда по сюжету возникала необходимость провести на посадку приземляющийся самолет: движение по глубине сцены из-за спины зрителя к экрану. Здесь большой разницы, увы, не чувствовалось - "выше головы не прыгнешь?" Анализируя ситуацию, мы пришли к выводу, что приблизительное равенство по большей части было связано не с AV-ресивером Yamaha RX-V10, а с режиссерской работой. На одной сцене АС-3 все же абсолютно переиграл DPL- с ужасным скрежетом остановившаяся в шахте кабина лифта, и на фоне гулкого шума справа налево пролетело нечто стальное и визжащее...

"Пролоджик" попросту обозначил резкий звук за спиной. Часто звукорежиссеры добиваются достоверности, подмешивая в саундтрек всякого рода "живые" дополнения (обязательный гул "эркондишн", попискивание компьютеров в офисе, активное позвякивание столовых приборов в ресторане и т.п.) При цифровом декодировании микрозвуки расставляются по всем каналам, поэтому в копилку наблюдений мы добавили восхитительную динамику АС-3, но чтобы не обидеть "работящий" DPL прямыми сравнениями (как вы понимаете, речь не об этом), отметим и неординарные способности испытуемого выделять информацию каналов окружающего звучания в режиме DPL Enhanced. "Ямаховский" декодер действительно мог на некоторых сценах конкурировать с АС-3 по способности воссоздавать, если не все микро-, то - макродетали определенна эхо, гуляющее по громадным коридорам, реверберация подземного гаража и шум многолюдной толпы.


По итогам... Первое, и главное - если вы заняты выбором AV-ресивера, обратите внимание на модели типа "АС-3 Ready". Высока вероятность, что именно среди них найдется доступный аппарат для настоящего театрала. Второе: акустика "фронт плюс центр" должна быть "хай-файной"! Только так можно рассчитывать на серьезный результат. И последнее: думая о перспективной "цифре", вспомните о "пролоджике", преданном поклоннике театральной музы.